Дошкольное образование: вопрос-ответ

Дошкольная образовательная организация не вправе не допускать воспитанника до учебных занятий по причине задолженности оплаты его родителями услуги по присмотру и уходу за ребенком. Несмотря на то, что данная услуга формально не является частью образовательной программы, разделить услугу по присмотру и уходу и образовательную услугу можно только в том случае, если в дошкольной образовательной организации созданы отдельные группы детей без реализации образовательной программы дошкольного образования (п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014).
Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся является административным правонарушением (ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Таким образом, не допускать к занятиям воспитанника по причине того, что его родители не оплатили услугу по присмотру и уходу, нельзя.
Однако дошкольная образовательная организация обязана предпринять меры по взысканию с родителей (законных представителей) воспитанников задолженности по оплате за присмотр и уход за ребенком, в том числе, через суд. Руководитель несет ответственность за принятие таких мер, отсутствие всякой реакции может повлечь за собой дисциплинарную ответственность для руководителя дошкольной образовательной организации.
сайт 273-ФЗ






В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

Для начала реализации программ дошкольного образования следует, во-первых, внести изменения в устав организации дополнительного образования, предусмотрев реализацию программ такого уровня общего образования (п. 3 ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ), а затем пройти процедуру лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного образования в соответствии со ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ и Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966.
сайт 273-ФЗ




В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктом 8(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществления иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 926 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2011 г. № 931) (далее – Правила), предусмотрена возможность направления средств на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – образовательнаяорганизация).
Подробнее